Самообразование

Банк данных учителей по темам самообразования на 2020/2021 учебный год

№ пп

ФИО учителя

Тема самообразования

Начало и окончание работы над темой, форма предоставления материалов

 
 

1

Шух Ирина Владимировна

Формирование положительной мотивации к изучению русского языка и литературы через использование современных подходов в образовательной деятельности

2019-2022 уч.г.

Обобщение опыта

 

2

Сафонова Татьяна Александровна

Формирование положительной мотивации к изучению русского языка и литературы через использование современных подходов в образовательной деятельности

2019-2022

Обобщение опыта по теме

 

3

Александрова Наталья Валерьевна

Школьный  буллинг: модели профилактики и механизмы пресечения

2020- 2023 уч.г.

 Обобщение опыта по теме

 

4

Мельник Светлана Алексеевна

Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов

2018-2021уч.г.

Обобщение опыта по теме

 

5

Александрова Ирина Александровна

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции учащихся

2018-2021

Обобщение опыта по теме

 

6

Болотько Татьяна Николаевна

Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в образовательном процессе

2018-2021

Обобщение опыта по теме

 

7

Вайтехович Галина Васильевна

Использование интерактивных ресурсов при обучении учащихся немецкому языку

2018-2021уч.г.

Обобщение опыта по теме

 

8

Глинская Алина Ивановна

Методика обучения решению текстовых задач в курсе математики 5-6 классов

2017-2020 уч.г.

Обобщение опыта по теме

 

9

Жук Анатолий Константинович

Формирование приемов и методов учебного успеха у ученика на уроках географии

2017-2020 г.

Обобщение опыта по теме

 

10

Казецкая Вера Владимировна

Использование ИКТ как средства повышения качества обучения на уроках и факультативных занятиях на 1 ступени образования

2018-2021

Обобщение опыта по теме

 

11

Климович Алёна Юрьевна

Методологические аспекты изучения, обобщения, распространения и внедрения эффективного педагогического опыта

2018-2021

Обобщение опыта

 

12

Леоненко Светлана Фёдоровна

Использование интерактивных методов как стратегия активизации познавательной деятельности учащихся

2016-2019 уч.г. Обобщение опыта

 

13

Капитула  Екатерина Владимировна

Современный урок. Методы, приемы работы на уроке

2020-2023

Обобщение опыта по теме

 

14

Болотько Александр Петрович

Материальная база учебных мастерских – главный фактор качества обучения учащихся

2019-2021

Обобщение опыта по теме

 

15

Тузов Сергей Николаевич

Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры и здоровья

2018-2021

Обобщение опыта

 

16

Филипеня Зинаида Александровна

Использование информационных технологий на уроках химии на 2 ступени обучения,  как средства развития познавательной деятельности

2018-2021

Обобщение опыта

 

17

Виноградова Марина Федоровна

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними

2018-2021

Обобщение опыта

 

18

Короленя Анна Александровна

Использование интерактивных методов и форм обучения как средства повышения познавательной активности учащихся

2019-2022

Обобщение опыта

 

свернуть

СОДЕРЖАНИЕ работы по самообразованию

СОДЕРЖАНИЕ работы по самообразованию:
 
1.Титульный лист
2.Сведения об учителе
3.Положения о самообразовательной деятельности педагогов
4.Отчёт о работе по самообразованию за предыдущий период
5.Кредо педагога
6.Тема самообразования педагога на три года. Цель, задачи работы по
самообразованию
7.Перспективный план работы по теме самообразования
8.Индивидуальный план работы по теме самообразования на текущий
учебный год
9.Отчёт о выполнении плана по самообразованию за текущий учебный год
10.Материалы работы по теме самообразования: изученная литература по
теме, знакомство с практическим опытом по данной проблеме, разработка
дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков,
внеклассных мероприятий, буклетов, методические рекомендации.
свернуть

Планирование и организация работы школьного кабинета

Планирование и организация работы учебного кабинета

         1.1. Школьный учебный кабинет

         1.2. Требования к учебному кабинету

         1.3. Необходимая документация учебного кабинета

         1.4. Примерные названия папок, которые можно иметь в школьном кабинете и их содержание

         1.5. Критерии оценки школьного кабинета

                Планирование и организация работы школьного кабинета

1.1. Школьный учебный кабинет

Школьный учебный кабинет — это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Оборудование кабинета можно рассматривать как часть учебно-воспитательной работы в школе, к которой может и должен быть привлечен широкий круг инициативных учеников. Они могут помочь в изготовлении наглядных пособий, таблиц, схем и плакатов, в оформлении сменных и постоянных стендов, в выпуске газет, в создании картотеки и т.д. Работа по оборудованию кабинета, а также занятия в нем развивают у школьников интерес к предмету, творческие способности.

Согласно положениям НОТ, к кабинету химии, физики, биологии, информатики, технологии  предъявляется ряд требований. Во-первых, недопустимо проведение в этих кабинетах занятий по другим предметам. В тоже время в них можно проводить не только учебные занятия, но и внеклассные мероприятия по предмету (кружки, факультативы, курсы по выбору, консультации и т.д.). Во-вторых, оснащение кабинетов химии, физики, биологии, информатики, технологии и условия работы в них должны обеспечивать учителю и учащимся:

- минимальную психофизиологическую нагрузку, наименьшее напряжение и утомляемость при выполнении разнообразных работ;

- удобные рабочие позы и рациональные приемы работы;

- использование разнообразных средств обучения;

- выполнение санитарно-гигиенических и эстетических норм и правил по технике безопасности;

- наименьшую затрату времени на подготовку занятий;

- рациональное ведение лабораторного хозяйства (совершенствование материально-технической базы, планирование, хозяйственный учет, размещение, хранение оборудования и его эффективное использование).

1.2. Требования к учебному кабинету

  • Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
  • Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
  • Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
  • Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
  • Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
  • Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.
  • Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
  • Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
  • Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
  • Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
  • Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
  • Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.)
  • Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
  • Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.
  • Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

 

1.3. Необходимая документация учебного кабинета

  • Паспорт учебного кабинета.
  • Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
  • Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.
  • Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.
  • Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, а также инструктажа лаборантов и студентов- практикантов.
  • Правила поведения учащихся в учебном кабинете.
  • График работы учебного кабинета.
  • Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
  • План работы кабинета на учебный год.
  • Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

 

Вся документация кабинета ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

1.4. Примерные названия папок, которые можно иметь в школьном кабинете и их содержание

  • Паспорт кабинета.
  • Охрана труда.
  • Нормативные документы.
  • Планирование учебной работы.
  • Работа по самообразованию учителя.
  • Современные образовательные технологии.
  • Методические рекомендации.
  • Нетрадиционные формы занятий по предмету.
  • Предметная неделя в школе.
  • Внеклассная работа по предмету.
  • Работа с одаренными детьми.
  • Новости науки.
  • Библиография и др. по усмотрению учителя.

Папка «Кабинет _________________»

Паспорт кабинета

  1. Титульный лист:

Кабинет________________________________________________

Учреждение образования _______________________________

Адрес школы___________________________________________

Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом:

________________________________________________________

Назначение_______________________________________________

  1. Характеристика помещения кабинета:

а)    план кабинета;

б)    электроснабжение помещений;

в)    вентиляция помещений;

г)    газоснабжение кабинета;

д)   водоснабжение, канализация;

е)    освещение.

  1. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа.

 

Диагностическая карта учебного кабинета № ___ (_____________________).

                                                                                                         предмет

Зав.кабинетом:_____________________________________________

            (Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)

Наличие

1.Паспорта кабинета_____________________________________

2.Правила поведения учащихся в кабинете_________________

3.Правила техники безопасности _________________________________

  1. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий)_____________________________________

5.План работы кабинета на учебный год ___________________

  1. Перспективный план работы кабинета ________________________________________________________
  2. Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны РМО, районного УМК_________________________________

 

Оформление кабинета

1.Государственная символика_____________________________

  1. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по централизованному тестированию и т.д.)____________________________________________________

3.Измерители стандарта__________________________________

  1. Рекомендации для учащихся (информационные стенды)_________________________________________________
  2. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.)____________________________________________
  3. Действенность кабинета и его оформление:

содержание_______________________________________________

качество___________________________________________________

сменяемость________________________________________________

7.Эстетичность оформления________________________________

Обеспечение деятельности кабинета

1.Санитарно-гигиеническое состояние______________________

  1. Сохранность школьной мебели ___________________________
  2. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов__________________________________
  3. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов_______________________________________________
  4. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение__________________________________________________

6.Наличие дополнительной литературы по предмету_________________________________________________

  1. Обеспечение кабинета ТСО_______________________________
  2. Обеспеченность кабинета ЭСО __________________________________

План работы кабинета на год

План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.

1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

2-я часть: задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.

3-я часть: методическая работа.

4-я часть: работа с учащимися.

Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Инвентарная ведомость на технические средства обучения.

Должностная инструкция заведующего кабинетом.

Обязанности лаборанта кабинета (для кабинетов химии, физики, информатики).

Папка «Охрана труда»

В ней должны содержаться следующие документы:

  1. Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий).
  2. Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете (лаборатории), разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
  3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
  4. Оказание первой медицинской помощи.
  5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинетов химии, физики, технологии.
  6. Примерный план пожаротушения в кабинет.
  7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений (для кабинета химии).
  8. Сведения об особенностях хранения и эксплуатации оборудования (для кабинетов физики, информатики, технологии).
  9. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, инструктажа лаборанта и студентов-практикантов.

В кабинете должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются правила поведения в кабинете, инструкции по ТБ, памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях, примерный план пожаротушения, рисунки с изображением безопасных приемов работы в кабинете.

Папка «Нормативные документы»

Включает основные руководящие документы Министерства образования Республики Беларусь (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.):

  1. Закон об общем среднем образовании Республики Беларусь.
  2. Концепция учебного предмета.
  3. Инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
  4. Образовательный стандарт учебного предмета.
  5. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  6. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся.
  7. Календарно-тематическое планирование по предмету.
  8. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.
  9. Инструкция о порядке проведения централизованного тестирования.
  10. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь.
  11. Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь.
  12. 12. Правилами проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

Указанные выше документы размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и Национального института образования (www.adu.by).

Папка «Современные образовательные технологии»

Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.

Папка «Программы и планирование работы учителя»

В ней содержится следующий материал:

  1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).
  4. Планы работы факультативов, кружков, курсов (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий).

Папка «Работа учителя в системе самообразования»

Данная папка должна содержать «Индивидуальную программу профессионального роста учителя» на  учебный  год и  на  перспективу.

  Аналитические и отчетные материалы, демонстрирующие профессиональное мастерство учителя, помещаются в методический портфолио.                                     

В нем могут содержаться:

  1. Фотография учителя.
  2. Девиз или педагогическое кредо учителя.
  3. Анкетные данные учителя.
  4. Повышение педагогического мастерства:

№ п/п

Год

Учеба, курсовая переподготовка, повышение квалификации

1

2

 

 

  1. Методическая работа учителя:

- участие в работе творческой группы учителей;

- член районной творческой группы учителей-предметников;

- участие в работе ШМО, РМО;

- работа в аттестационной комиссии;

- обобщение  своего опыта работы;

- участие в работе проблемных групп;

- проведение педпрактики для слушателей курсов повышения квалификации (если  имеет место);

  • проведение наставничества молодых специалистов;
  • представление опыта работы (публикации, выступления);
  • разработка программ работы кружков, курсов по выбору факультативов;
  • и др.
  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия:

№ п/п

Дата  проведения

Класс

Тема  урока

 

  1. Материалы мониторинга результатов учебной деятельности и уровня воспитанности учащихся.

8.Диагностические материалы.

  1. Награды, поощрения.

10.Характеристики, отзывы коллег, родителей, учащихся.

Папка «Работа с одаренными детьми»

Содержит задания школьных, районных, областных этапов республиканской олимпиады, отчеты об их проведении и участии, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.

Данная папка содержит материалы по организации исследовательской работы с учащимися: перечень возможных тем исследований, требования к оформлению результатов исследовательской работы, реферата, положения о научно-практических конференциях и др.

Папка «Измерители образовательного стандарта»

№ п\п

Класс

Тема

Количество

По сути, это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:             

                          Контрольные работы

Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы, задания проверочных работ и т.п.

В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы.

Картотека учебно-методической и справочной литературы

  1. Учебники и учебные пособия.

№ п/п

Название

Автор

Изд-во

Год издания

Количество экземпляров

 

 

 

 

 

 

  1. Справочники, сборники задач, словари.
  2. Методические пособия.
  3. Дополнительная литература по предмету.
  4. Журналы и газеты.

Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться.

Можно предложить следующие разделы:

  1. Учебники.
  2. УМК.
  3. ЭСО.
  4. Сборники тестов, задач, упражнений.
  5. Словари и справочники.
  6. Методика преподавания предмета.
  7. Научно-популярная литература по предмету и т.д.

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах для кабинетов химии,  а также использоваться для временного, краткосрочного показа:

  1. Коллекции, гербарии, муляжи, карты и т.д.
  2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, кристаллические решетки, и др.).
  3. Таблицы (согласно Типового перечня).
  4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы, мультимедийные презентации.
  5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим и лабораторным работам и т.д.).

Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.

Их также необходимо классифицировать:

 — схемы:

№ п/п

Класс

Раздел, тема

Название  схемы

Количество

экземпляров

 

 

 

 

 

таблицы;

— коллекции;

инструктивные карточки  и т.д.

Папки  «Внеклассная работа по предмету»

В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.

Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег. Можно предложить два варианта.

I — все папки разделить на несколько групп по ведущим разделам курсов (можно даже подобрать разный цвет). В каждом из разделов оформить папки по отдельным темам.

IIоформить тематические папки по отдельным темам предметной области для  каждого класса.

Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.

1.5. Критерии оценки школьного кабинета

  1. Наличие паспорта кабинета.
  2. Планы работы кабинета.
  3. Охрана труда и техника безопасности (наличие документации, уголка по охране труда, соблюдение правил хранения оборудования, реактивов и др.).
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (чистота помещения, состояние мебели, освещение и водоснабжение).
  5. Наличие папок («Нормативные документы», «Современные образовательные технологии», «Работа по самообразованию», «Работа с одаренными детьми» и других по усмотрению учителя).
  6. Наличие комплекса средств обучения и дидактических материалов (ТСО, коллекции и модели, таблицы и схемы, оборудование, реактивы).
  7. Наличие измерителей образовательного стандарта (контрольные и проверочные работы, практические работы, тестовые задания, карточки; для работы на уроке и т.д.)
  8. Наличие учебной и дополнительной литературы.
  9. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета (государственная символика, постоянные и сменные информационные стенды и их оформление, озеленение кабинета).
  10. Систематизация материала (перечни оборудования и материалов, картотека методической литературы).

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
Меню раздела
Опросы
В чем Вы видите главные преимущества дистанционного обучения?