ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»

Обоснование выбора темы:

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей многогранного процесса становления личности, формирования его ценностных ориентиров и способности осознавать ситуации нравственного выбора.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Современное общество сталкивается сегодня с извечной проблемой воспитания молодого поколения. В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры, утрачиваются многие традиции белорусского народа, которые положительно влияли на воспитание детей.

В связи с этим, сегодня в обществе с поразительной легкостью распространяются нетрадиционные модели поведения и образа жизни. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Корни нравственного кризиса кроются в понижении духовно-нравственной культуры общества, а иногда и в отсутствии духовности, результатом которого являются детская жестокость, преступность, нравственная распущенность, суицидальные тенденции, потеря традиций семейного воспитания и, как результат, распад семьи.

Проблема возрождения национальной культуры, духовности и нравственности продиктована тревогой за нынешнее состояние молодого поколения, поэтому очевидной является необходимость не только в объединении всех государственных механизмов в решении социально значимых вопросов, но и в формировании гражданственности, патриотизма и национального самосознания на изучении и познании духовного наследия своей малой Родины.

Актуализация практической направленности гражданского и патриотического воспитания через изучение духовного наследия Стародорожчины в сочетании исследовательской, досуговой и социально значимой деятельности будет способствовать формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности учащегося.

Исходя из вышесказанного, целесообразность осуществления данного педагогического проекта обуславливается востребованностью в педагогической среде методик внедрения модели духовно-нравственного воспитания учащихся, основанных на изучении и познании национальной культуры Стародорожского края.

Наш проект – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у подрастающего поколения духовности и нравственности, возможность использования работы в практике других регионов.

 

Цель педагогического проекта:

формирование духовно-нравственных, патриотических качеств учащихся через приобщение к духовному наследию Стародорожского края.

 

Задачи:

  1. Формирование национального самосознания и гражданской позиции учащихся через активное участие в мероприятиях, организуемых в рамках настоящего проекта;
  2. Развитие мировоззренческих позиций учащихся, ценностных установок смысла жизни, назначения человека, духовности, чувства ответственности;
  3. Мотивация учащихся к самоопределению, саморазвитию и самообразованию;
  4. Воспитание осознания у учащихся необходимости личностного духовно-нравственного совершенствования;
  5. Мотивация учащихся к осуществлению исследовательской работы по духовно-нравственной и культурологической тематике;
  6. Мотивация педагогов к повышению профессиональной педагогической культуры и использованию прогрессивных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания.
  7. Разработка, апробация и утверждение программ занятий для педагогов дополнительного образования по духовно-нравственной направленности;
  8. Создание электронного методического ресурса, содержащего обобщение опыта работы проекта и учебно-методические разработки для педагогов.

 

Основная идея педагогического проекта

Актуальность данного проекта исходит из заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей в наличии и возможности более активного использования национальной культуры и духовного наследия Стародорожчины в образовательном процессе.

Как показало время, технический прогресс ХX века породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.

А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, хозяйственную и духовную жизнь наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа.

С приобщением ребёнка к народным традициям, обрядам закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры и традиций белорусского народа, которые положительно влияли на духовное воспитание детей. Вместе с тем, современное общество делает запрос на духовно развитую личность, способную гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор и способствовать повышению духовно-нравственной культуры общества.

Знания о культуре своей малой Родины – это ключ к пониманию традиций народа. Именно поэтому нужно чаще говорить учащимся о национальном возрождении, о возрождении нравственности и духовности.

 

Опросы
В чем Вы видите главные преимущества дистанционного обучения?